Паровой двигатель локомотива

Такие паровые двигатели толкали железнодорожные составы с начала 1800-х до 1950-х, и хотя они отличались друг от друга размерами и сложностью, работали они так, как это изображено на схеме. 

Всегда рядом с паровым двигателем находится бойлер (устройство для кипячения воды), где, сжигая дрова, нефть или уголь, получают водяной пар, который под высоким давлением поступает в паровой двигатель, минуя специальный двигающийся клапан, попеременно в левую и правую часть цилиндра.

Сжатый пар поступает в верхнюю секцию двигателя, где клапан пропускает его в правую часть цилиндра, и поршень начинает двигаться влево, выталкивая использованный пар в атмосферу. При этом колесо, соединённое с поршнем через шатун, совершает около половины оборота.

Когда поршень сдвигается к левому краю, клапан передвигается, позволяя расширившемуся пару выйти в атмосферу, что и производит характерный звук ("пу..") движущегося паровоза.  

В то же время, клапан начинает пропускать сжатый пар в крайне левую часть цилиндра, что начинает двигать поршень вправо, а колесо - ещё на пол-оборота вперёд. 

В самом конце движения поршня вправо, левая часть цилиндра опять соединяется с атмосферой и двигатель производит ещё одно "пу..".

Паровой двигатель имеет две "мёртвых" точки - в конце каждого такта. В этих точках давление со стороны сжатого пара невелико, и поршень мог бы застыть в них, если бы не другой рабочий цилиндр двигателя, такты которого сдвинуты по отношению к первому на 90 градусов. Все предыдущие рисунки показывают только работу одного цилиндра, хотя их и два. 


НАЗАДВПЕРЁД

Сделано Богдановым К.Ю.
для лекций в школе 1326 г. Москвы
29 марта 2004 года
Хостинг от uCoz